Одной из важнейших задач администрации Лицея является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему помогает создание системы школьного наставничества.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Несмотря на то что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно, тем не менее администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: «тьюторство», «коучинг», «менторинг».
В современной педагогике используются два термина: «наставничество» и «тьюторство», последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагогнаставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагогнаставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Распоряжение Об утверждении методологии наставничества обучающихся для ОО
Методические рекомендации по внедрению методологии наставничества обучающихся
Положение о программе наставничества
Приказ о внедрении модели наставничества и утверждении дорожной карты 2023-2024 уч.год
Приказ о внедрении модели наставничества и утверждении дорожной карты 2024-2025 уч.год
Приказ о назначении куратора по реализации системы наставничества 2023-2024 уч.год
Приказ о назначении куратора по реализации системы наставничества 2024-2025 уч.год
Пары наставников и наставляемых 2023-2024 уч.год
Пары наставников и наставляемых 2024-2025 уч.год
Программы наставничества 2023-2024 уч.год
Программы наставничества 2024-2025 уч.год
Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагога в современном образовании»
27 февраля 2023 года в г.Уфе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагога в современном образовании», приуроченная к 200-летию со дня рождения выдающегося отечественного учёного и педагога К.Д. Ушинского.
Мероприятие прошло в Институте развития образования Республики Башкортостан под эгидой Министерства образования и науки Республики Башкортостан, Института управления образованием Российской академии образования.
Цель конференции: определение вклада К.Д. Ушинского в отечественную педагогическую науку, общих и специфических тенденций развития образования в современном мире, особенностей апробации модели «Школа Минпросвещения России» в образовательных организациях Республики Башкортостан и выявление
профессиональных ценностей учителя в реалиях современного общества.
В работе конференции приняли участие 5 субъектов Российской Федерации (г.Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Иркутск, Республика Башкортостан) и 63 муниципалитета Республики Башкортостан руководители и педагогические
работники образовательных организаций, руководители и специалисты органов управления в сфере образования и муниципальных методических служб, учреждений дополнительного образования детей и взрослых, ведущие российские учёные, преподаватели вузов, аспиранты, магистранты и студенты.
На пленарном заседании конференции с докладами выступили: Янгиров А.В.,доктор экономических наук, ректор ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан; Бережнова Е.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, г. Москва; Семенова И.К., зам. директора по научно-методической работе МБОУ «Татарская гимназия № 65» ГО г. Уфа Республики Башкортостан; Голубина Н.В., старшийпреподаватель кафедры педагогики, психологии и здоровьесбережения ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан; Кыштымова И.М., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития личности Иркутского государственного университета, г. Иркутск;
Колесникова М.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург; Темлянцева Т.С., директор МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза А.С. Пикунова, д. Дорогино МР Уфимский район Республики Башкортостан; Банников А.Л., зам. руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, г. Уфа.
В процессе научной полемики были обсуждены следующие актуальные проблемы: концептуальные идеи К. Д. Ушинского и тренды современного образования; инновационное развитие современного образования; мотивационная готовность учителя к педагогическим инновациям в рамках апробации модели «Школа Министерства просвещения России» в образовательных организациях Республики Башкортостан; ценности камертонной культуры и их роль в процессах становления личности школьника; здоровьесозидающая компетентность педагога как фактор его
профессионального и личностного развития; военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи в реалиях современного общества; профессиональные дефициты современного педагога: сущность, способы оценки, технологии
устранения.
В рамках конференции была предусмотрена работа секций по следующим направлениям:
-
общие и специфические тенденции становления и развития образования в
современном мире;
-
концептуальные идеи К.Д. Ушинского и вызовы современного образования.
В рамках работы секции в качестве спикера выступил заместитель директора МАОУ «Лицей № 1» г. Стерлитамак РБ Хуснутдинова Л.Х. с темой доклада «Наставничество как инновационная форма организации образовательного процесса».
-
По итогам конференции была принята резолюция и представлены адресные методические рекомендации, направленные на оптимизацию профессиональной деятельности педагога в реалиях современного общества и формирование эффективных стратегий в апробации модели «Школа Министерства просвещения России» в образовательных организациях Республики Башкортостан.