Тематическая суббота! «Этно-суббота»

График проведения тематической субботы 

ЭТНО-СУББОТА

 Культура любого этноса представляет собой характеристику его деятельности на протяжении многих эпох, свидетельствующую о развитии духовного и освоении материального мира. Она отражает результаты деятельности людей по отношению к природе, к обществу, к себе подобным. Национальная культура – это весь накопленный веками опыт народа, материализованный в предметах труда и быта. Это обычаи, традиции, нравственные и эстетические ценности. Национальная культура — важнейший системообразующий элемент национальной жизни. Развитие национальной культуры — основное условие возрождения этносов. Этнические традиции, многие времена, составляющие основу отношений между людьми, в современном мире претерпевают большие изменения. В современном мире судьба этнических культур не определена: где–то этносы получают второе рождение, а где–то растворяются в потоках больших городов. Что теряется в мире от этого? Что теряем мы? Наши ответы зависят от того, насколько мы в принципе понимаем для себя, что такое ЭТНО?

ЭТНО… Первая часть сложных слов со значение относящийся к народу, например, этногеография, этнокультурология, этномузыковедение, этнопсихология, этносоциология.

Этногеография (этническая география) — раздел этнографии, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов.

Этнокультурология — научная дисциплина, смежная с этнологией и культурологией, предметом которой является этническая культура. Она изучает развитие культурных процессов у народов на всем протяжении их истории. Изучаемые этнокультурологией проблемы: этнос как социокультурная общность; среда этнокультурных процессов; формы образа жизни и культуры внутри этноса и т. д.

Этномузыковедение – (музыка́льная этногра́фия) (от греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — научная дисциплина, посвящённая изучению народной музыки. Находится на стыке музыковедения, этнографии и фольклористики. Также известна под названиями этномузыкознание, музыкальная фольклористика, музыкальная этнология (в немецкоязычных и славяноязычных странах), сравнительное музыкознание (ряд стран Европы), этномузыкология (в англоязычной и франкоязычной науке). Изучает традиционную бытовую (прежде всего фольклорную) музыкальную культуру по письменным и археологическим источникам, сохранившейся народной традиции.

Этнопсихология (психология народов, этническая психология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; крупный раздел социальной психологии. Междисциплинарная область знания, возникшая на пересечении двух наук — культурной антропологии и психологии.

Э̀тносоциоло́гия (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология — часть социологии, одно из её направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среде.

Каждое образовательное учреждение один раз в месяц по субботам будет проводить «Этносубботы», которые соберут вместе школьников, родителей и педагогов.

Цель: сохранять традиции и обряды народов Республики Башкортостан, развивать их языки, литературу и искусство через организацию внеурочных  мероприятий различных форм и видов.

Задачи: 

  • Создание на мероприятиях благоприятной психологической атмосферы — атмосферы радости, комфорта, дружбы, пропаганды здорового образа жизни;
  • Укрепление взаимопонимания и дружеских связей между людьми разных народов;
  • Поддержка и развитие национального самодеятельного творчества;
  • Развитие межнациональных, межрегиональных и международных связей в области художественного творчества;
  • Развитие этнической и культурной грамотности обучающихся.
  1. Народные игры.

Народные игры игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В широком смысле к народным играм относят обычно и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор,  и т. п.), народные упражнения и состязания (стрельба из лука, куреш, прыжки,  скачки и др.).

Признаками народности игр являются: распространенность их на значительной части территории, среди разных слоев народа в целом; традиционность как длительная передача от поколений к поколениям («Мы играем, и деды наши играли так»); укоренение в традиционной культуре, быту, системе обрядов, праздников (например, качели на весенних праздниках, хороводы,  катание яиц с Пасхи до Троицы, собирание для игры лодыжных косточек и др.); любительские, самодеятельные формы организации распространения; вариативность; вхождение названия игры в систему родного языка, его фразеологию (даже если по происхождению название было иностранным: чехарда, футбол и т.п.); осознание, признание большинством, и в особенности авторитетными представителями разных слоев народа, в качестве «своей», «родной», характерной для своего народа, соответствующей его вкусам, заповедям, идеалам игры.

Народные игры будут интересно детям старшего дошкольного возраста и учащимся начальной школы. Проведение всех игр не обязательно, педагог может выбрать, что подходит для детей его возрастной группы.

  1. Рисунки сказок разных народов

Каждая сказка – мир, полный путешествий, приключений и волшебных загадок. Ребёнок является участником удивительных событий, настолько увлекательных, что сказка становится лучшим учителем и неиссякаемым источником получения новых знаний – о других странах, народах, их национальных обычаях, традициях, костюмах, легендах. Изучение сказок народов мира с детства воспитывает интерес к народному творчеству, уважение к людям других национальностей, развивает желание учиться, самосовершенствоваться. Сказки – самый популярный сюжет детских рисунков; дети безо всяких заданий обожают рисовать своих любимых героев и их приключения. И, наверняка, каждый ребенок мечтает о своей книге, в которой любимая сказка будет проиллюстрирована им самим. Наша задача – осуществить эту мечту. Эта работа направлена для последовательного изучения детьми сказок разных народов мира и создания иллюстраций для будущих детских книг сказок, иллюстраторами которых выступят юные художники – учащиеся начальной школы. Особое внимание надо уделять воспроизведению деталей национального быта, костюма, традиции.

  1. «Моноспектакли на стуле» — это синтез различных видов искусства, для всех возрастных категорий. Здесь обучающиеся среднего звена услышат отрывки из произведений русских, башкирских поэтов и писателей; поэтов и писателей других народов, проживающих в республике Башкортостан, а в исполнении музыкантов, играющих на скрипке, саксофоне и уникальных этнических инструментах, прозвучат произведения известных композиторов.

Организация мастер-классов по игре на курае, кубызе, домбре, скрипке, пианино, флейте, барабанах и т.д. Здесь может звучать и фолк (фолк (англ. folk rock) — музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рок), и джаз и рок, все то, что синтезирует в себе традиции и современность, историю и прогресс.

  1. Мастер-классы по изготовлению украшений, предметов быта, одежды и головных уборов. В то же самое время талантливые мастера (педагоги, родители, обучающиеся) станут участниками арт-базара дизайнерских вещиц в этно-стиле.

Этническая функция одежды позволяет проследить родство определенных человеческих сообществ по этническим признакам. Костюм, наряду с языком, обычаями, верованиями и т.д., становится знаком отличия населения одной местности от другой. На формирование и развитие этнической функции одежды влияют также этнокультурные связи между народами от древнейших времен до наших дней. Несмотря на общность многих элементов национального костюма, локальные его разновидности сохраняют яркую своеобразие, в одних случаях удерживая в себе архаичные признаки, в других — черты, которые возникли в процессе этнокультурного обмена с соседними этническими группами или народами.

  1. Интерактивная инсталляция предметов быта, одежды, национальной кухни.

Башкортостан — многонациональная республика. Народы Башкортостана имеют свои национальные костюмы, которые отображают их богатую культуру, обычаи и уклад жизни. .

Многонациональность населения Республики Башкортостан дает возможность знакомства и проникновения в особенности разных культур. Это относится и к кулинарным изыскам разных этносов, проживающих в мире и согласии на одной территории. В Башкортостане проживает более 130 национальностей и каждая из них имеет свои кулинарные традиции.

Жизнь и развитие народов Башкортостана опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства (материалы из Википедии.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *