Школа Минпросвещения

«Школа Минпросвещения России» – эталонная модель общенациональной школы будущего, соответствующей единым требованиям к образовательной среде, школьному климату, организации образовательной, просветительской, воспитательной деятельности, достигающей определенных результатов и показателей деятельности, которые измеряются едиными общенациональными процедурами.

«Школа Минпросвещения России» – это развитие каждого ребёнка страны и поддержка каждого учителя. Цель проекта – создание равных качественных условий обучения и воспитания для всех школьников.

На онлайн-программе «Образовательная среда» замминистра просвещения Максим Костенко раскрыл детали проекта «Школа Минпросвещения России». Ранее министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал этот проект как разработку рекомендаций по созданию «идеальной школы». Запись эфира и презентация опубликованы на странице Министерства просвещения во «ВКонтакте».

На последнем заседании коллегии министерства в начале апреля представители ведомства уже поясняли, что рекомендации для «идеальной школы» не пишутся с нуля, а объединяют положения существующих нормативных и методических документов в общую позицию. На программе «Образовательная среда» Костенко рассказал, по каким критериям руководители школ смогут оценить соответствие своих организаций рекомендациям.

Какие школы и, главное, зачем войдут в этот проект

Костенко подчеркнул, что пока набор направлений и критериев «идеальной школы» — это не готовый документ, а результат общественного обсуждения: какой общество хочет видеть российскую школу. Он пообещал, что после майских праздников на сайте Академии Минпросвещения России появятся материалы по проекту и форма заявки на его апробацию.

В первую очередь, считают в министерстве, участие в апробации будет полезно для школ, которые проходят этап «самоидентификации» прямо сейчас — то есть составляют новую программу развития, потому что срок реализации старой закончился, или открываются после капитального ремонта. Предполагается, что в течение 2022/2023 учебного года пилотные школы проведут самооценку и начнут закрывать пробелы по методическим рекомендациям. На основе их выводов к следующему учебному году и будет сформирована универсальная модель российского школьного образования. Для всех школ страны она будет рекомендуемой.

Школам, которые не примут участия в апробации, тоже, конечно, не возбраняется изучать методические рекомендации и проводить по ним самооценку. Это, сказал Костенко, второй, неформальный, способ войти в проект.

План-график совместных мероприятий ГАО ДПО ИРО РБ с ИУО РАО в рамках апробации проекта «Школа Министерства просвещения России» на 2022-23 гг.(скачать)

Что должно быть в «идеальной школе»

В проекте «Школа Минпросвещения России» (это рабочее название; Максим Костенко подчеркнул, что оно будет пересмотрено) выделяют восемь основных направлений:

  • знание;
  • здоровье;
  • творчество;
  • воспитание;
  • профориентация;
  • учитель;
  • школьный климат;
  • образовательная среда.

Вместе они описывают условия для образовательного процесса, которые должны быть созданы в «идеальной школе». Это именно условия, а не требования, — даже направление «Знание» не включает требований к содержанию школьного обучения. Максим Костенко подчеркнул:

«Это не единственный проект, который министерство реализует в настоящее время. Параллельно по инициативе министра идёт тема единого содержания; [по теме] „учителя и заработная плата“ решение сейчас формируется в шести регионах, которые взялись протестировать единый подход к формированию фонда оплаты труда».

Оценить, созданы ли в школе оптимальные условия для образовательного процесса, предлагается по списку критериев для каждого из направлений и дополнительно по пункту «Инклюзивное образовательное пространство».

Костенко упомянул, что всего в проекте 53 критерия базового уровня. Впрочем, в презентации требований гораздо больше — некоторые относятся к среднему и полному уровням. Например, только на полном уровне предполагается наличие у школы общей концепции организации внутришкольного пространства, собственного узнаваемого стиля и даже гимна.

По большинству пунктов соответствие школы идеальной модели будут определять, опираясь на наличие необходимых документов или на статистические показатели. Например, в числе критериев для направления «Знание» — наличие рабочих программ как по учебным предметам, так и по внеурочной деятельности, а также использование единой линейки учебников. Критерии оценки для направления «Творчество» включают наличие в школе различных внеучебных объединений — театра, музея, туристского клуба, пресс-центра и так далее. А один из критериев для направления «Здоровье» — число учащихся с действующим значком ГТО (до 10% на базовом уровне, более 30% — на полном).

Костенко уточнил, что разработка методических рекомендаций продолжается и критерии могут дополняться и пересматриваться. Например, обсуждение идёт на программах повышения квалификации в Академии Минпросвещения. По словам заместителя министра, в общественном обсуждении проекта уже приняли участие больше 10 тысяч человек — среди них не только педагоги, но и родители школьников.

Унификация ли это?

Модератор онлайн-программы «Образовательная среда» Александр Милкус, завлабораторией медиакоммуникаций в образовании ВШЭ и обозреватель «Комсомольской правды», задал вопрос: будет ли обязательной эта новая модель для всех школ страны?

Максим Костенко уверенно ответил: даже на этапе внедрения эти рекомендации останутся именно рекомендациями. Но судя по его словам, просто так отказаться от следования им не получится:

«[Можно будет] каждой школе говорить: „Я выбираю свой индивидуальный путь, мой путь такой“. И аргументированно показать, почему этот путь лучше, чем та типовая модель, которую мы предложим для развития».

При этом Костенко отметил, что российская школа — исключительно разнообразный феномен. «Мы с трудом найдём где-то с вами такую мировую практику, как кочевая школа», — привёл он пример. По его словам, у проекта нет задачи свести существующее разнообразие к одной шаблонной модели, — но каждой школе надо приложить сетку базовых требований к условиям обучения и найти способ обеспечить необходимый минимум даже в отдалённых сельских школах.

Для этого, сказал замминистра, авторы проекта проводят «сборку всего лучшего опыта, который сложился в российской, советской и даже дореволюционной российской педагогической практике и традиции». В дальнейшем эти лучшие практики будут интегрированы с современными мировыми тенденциями — при условии, что тренды не противоречат традициям с идеологической и других точек зрения.

Впрочем, судя по комментариям педагогов, участвующих в «Образовательной среде», они воспринимают проект «Школа Минпросвещения России» именно как шаг к унификации образовательной среды.

Проректор Московского педагогического государственного университета, директор Всероссийского научно‑методического центра «Философия образования» и зампредседателя Ассоциации развития педагогического образования при МПГУ Наталья Склярова отметила, что проект направлен на «приведение в порядок» содержания и организации обучения:

«Задача государства, в том числе школы, — воспитание граждан нашей страны… Всё остальное, конечно, имеет место быть, но сначала надо создать фундамент. […] В течение одного десятка лет мы думали, что вот эта надстройка, воспитание того, „как я хочу“, и индивидуализация нам полезна. Но опыт показывает, что для нашей страны результат оказался не такой, какой мы хотели. Поэтому министерством и создан такой проект, который предлагает учитывать опыт прошлых лет».